Профориентационная диагностика

Каждый новый учебный год в школах Москвы открываются новые профильные классы. Уже функционируют медицинские, кадетские и инженерные классы или открыты естественнонаучный, гуманитарный, технологический, технический, социально-экономический и другие профили обучения.

Надо сказать, что вопросам профориентации посвящено множество проектов. Можно посетить Город профессий, Центры профориентации, работают различные интернет-ресурсы и навигаторы. Учащиеся школ, начиная с начальных классов, регулярно выезжают на тематические экскурсии, посещают производства и выставки, проходят компьютерное тестирование.

Почему же, несмотря не все эти возможности, дети и родители часто пребывают в недоумении перед вопросом: а куда собственно идти ребенку в будущем году? Какой класс, профиль обучения выбрать?

Чаще всего ответ на эти вопросы лежит в плоскости систематизации и интерпретации полученных ранее результатов тестирования. Дело в том, что групповая диагностика, проведенная за пределами школы, просто в силу временного фактора, не подразумевает личной консультации каждого учащегося, хотя все школьники получают заключение по её итогам.

Личная консультация необходима особенно в тех случаях, когда результаты по отдельным методикам не могут быть сведены воедино, т.к. противоречат друг другу. Это бывает в ситуации, когда ребенок дает социально ожидаемые ответы, неискренен, плохо себя знает (т.к. еще не развита рефлексия) или использовалась не самая подходящая для него методика.

К тому же, хорошо бы знать и мнение родителей, их видение профессионального будущего своего ребенка. Это немаловажно, и с точки зрения учета его задатков и способностей, и создания благоприятной среды для их развития, и полноценного их раскрытия, и сохранения детско-родительских отношений.

Если вы – сам себе психолог-профориентолог

  1. С раннего детства создавайте ребенку среду для разностороннего развития. Речь не о «распылении сил» (увлечения не должны вызывать переутомления), но хорошо, когда ребенок попробовал себя и в спорте, и в творчестве, и в искусстве, и в танцах, и в шахматах и в других увлеченях.
  2. Строго соблюдайте правило: если ребенку не нравится какая-либо секция, не бросайте занятия сразу. Пусть это будет, хотя бы после первой Выставки работ, соревнований, отчетных выступлений. То есть «ставьте точку» на положительном результате. Так вы будете формировать у ребенка «копилку достижений», а не «копилку неудач».
  3. Подмечайте, какое именно занятие вызывает у ребенка наибольший интерес, особенно, если он преодолевает трудности его освоения, проявляет упорство или возвращается к нему через несколько лет.
  4. Больше рассказывайте ребенку о профессиях (положительные и отрицательные факторы), их перспективах на ближайшие 20-30 лет. Не забудьте упомянуть требования, качества и характеристики, необходимые для этих профессий. Вместе с ребенком соотнесите их с его качествами. Обсудите их.
  5. Делитесь впечатлениями, мыслями и чувствами от своей работы. Воспитание трудолюбия эффективнее всего через личный пример. В каждой работе есть рутинная сторона, не всегда приносящая радость, и результативная. Знать об этом недостаточно, это надо чувствовать на собственном опыте. У школьников аналог работы взрослого – учебная деятельность.
  6. Ходите с ребенком на выставки различной направленности, обсуждайте фильмы (профессии героев), привлекайте своих друзей, побуждая их рассказывать о своей работе.
  7. Посещайте Дни открытых дверей колледжей и ВУЗов.
  8. Периодически заходите вместе с подростком на сайты кадровых агентств! Это поможет «оторвать» его от эфемерных мечтаний на тему «вот, когда я буду банкиром». Пусть сам соотнесет свои текущие знания с требованиями и условиями конкретной вакансии. Лучше это сделать в 7-8 классе, а не в 11-м.

Важное условие: любая беседа с ребенком о его будущем наиболее результативна, если ведется на положительном эмоциональном фоне, не звучит, как угроза.

Если вам не хватает терпения, знаний о рынке труда или вы не можете понять какие всё-таки склонности и интересы у вашего ребенка, приходите вместе с ним на консультацию (диагностику). Будем рады вам помочь. Это может быть и разовой встречей и циклом занятий (от 10 до 25).

 

Остались вопросы?

Позвоните +7 (926) 451-31-17 или воспользуйтесь формой обратной связи

Записаться