Вряд ли найдется взрослый, который не знает словосочетания «подростковый кризис» и основных атрибутов переходного возраста – гормональная буря, половое созревание, изменение внешности и голоса, резкие перепады настроения, обидчивость, враждебность, конфликтность, и еще множество характеристик, которые тем или иным образом влияют на ребенка, его внутренний мир и отношения с окружающими.
Линии психического и физиологического развития не всегда соответствуют друг другу, и у каждого ребенка границы переходного возраста индивидуальны и размыты. Первая фаза подросткового возраста совпадает с пубертатным периодом (11-13л.- девочки, 13-15л.- мальчики) и характеризуется общим повышением возбудимости центральной нервной системы. Второй фазе (13-15л.- девочки, 15-17л.- мальчики) свойственны психическая неуравновешенность, резкие переходы от экзальтации к депрессии и снова к экзальтации. Главное сходство указанных периодов в том, что, как правило, оба протекают трудно и для подростка, и для семьи.
Доказать родителям свою самостоятельность, заявить свое «Я» - нормально для взрослеющего подростка и часто служит поводом в конфликтах с близкими. Тема детско-родительских отношений красной нитью проходит через все консультации, не зависимо от того, кто за ней обратился. В пылу скандала подросток нередко уходит из дома, неделями, а то и месяцами, прогуливает уроки в школе. Это неизбежно влияет на успеваемость, и, соответственно, еще больше осложняет отношения подростка с родителями и учителями. Круг замыкается.
Если ситуации недопонимания между родителями и ребенком носят стойкий, системный характер, и вы беспокоитесь, что ребенка «заберёт улица», целесообразно обратиться за помощью к специалисту.
В любом случае помните, что нервные процессы у подростков нестабильны, под весельем и активностью может успешно маскироваться подростковая депрессия, в этом ее особенность. По выражению классика детской психологии Л.С.Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». К подростковой депрессии, в том числе завуалированной, нужно относиться крайне серьезно, так как она является фактором риска суицидального поведения.
Как достичь взаимопонимания с подростком
Завершением кризиса подросткового возраста является появления чувства взрослости и сложившаяся «Я-концепция» (объединение образов «Я» в единую систему). Успешный выход из кризиса во многом зависит от индивидуальных психологических особенностей ребенка, условий его развития, становления личности и воспитательной позиции семьи.
Если вашему ребенку нужна помощь в преодолении подросткового кризиса, в развитии навыков конструктивного общения, в повышении ответственности за свое поведение приходите вместе с ним на консультацию.
В ситуации сильного сопротивления подростка походу к психологу можно предложить ему пройти профориентацию. Дело в том, что развернутся профориентационная диагностика подразумевает использование не только тестов способностей, но и опросников на развитие личностной сферы, мотивации, особенностей общения и других важных характеристик, которые формируются у подростка в настоящее время. Как правило, школьники 7-9 классов намного охотнее соглашаются на такую аргументацию.