Нейропсихологическая коррекция – это немедикаментозный метод, направленный на нормализацию психических функций и коррекцию различных нарушений и(или) отставаний в развитии ребенка. Основные приемы нейрокоррекции: дыхательные упражнения, растяжки, упражнения глазодвигательного комплекса, пальчиковая гимнастика, упражнения двигательного репертуара. Могут быть использованы задания на развитие когнитивной (познавательной) сферы.
Нейропсихологическая коррекция показана детям, имеющим трудности:
Почему необходимо обратиться как можно раньше
Увы, год от года продолжает увеличиваться количество детей, с трудностями учебного характера, организованной деятельности и поведения. Многие родители заметили, что простое «натаскивание» (если речь идет об учебе) или запреты и наказания (если речь о поведении) малоэффективны в силу их кратковременного эффекта или полного его отсутствия. Почему так происходит? Потому, что у современных дошкольников и школьников, в отличие от детей предыдущих поколений, причины указанных трудностей лежат на более глубоком уровне, и носят системный характер. Так, если ребенок допускает ошибки, потому что не учит правила – это решается мотивацией и контролем, и чаще без помощи специалистов. Другое дело, когда ребенок учит правила, может их повторить, и даже понять, но не в состоянии их применить по разным причинам. Это относится как к учебной деятельности, так и к поведению. И уровень интеллектуальной готовности, и уровень психофизиологической зрелости современных первоклассников всё чаще не соответствует требованиям школы.
А если обратиться позже? Чем грозит сбой «графика»? Можно ли будет развить или исправить позже, искаженные в своем развитии психические функции? Можно, не большими усилиями и затраченным временем, а главное – с меньшим эффектом, чем, если б это было вовремя. По большому счету, закрывая глаза на текущие трудности ребенка, родители рискуют качеством его жизни, как в настоящем, так и в будущем.
Самый простой пример, о котором знают все взрослые, это легкость изучения иностранного языка в раннем детстве. Конечно, язык можно выучить и в более позднем возрасте, и даже не один, но, сил и времени для этого потребуется намного больше.
Но владение иностранным языком, в конце концов, не самое главное в жизни, хотя и очень обедняет возможности человека в современном мире. А если речь об усвоении школьной программы? О нормах поведения? О работоспособности (читай – трудолюбии)? Об умении организовать свое время, планировать будущее, ставить цели, и достигать их? База всех перечисленных умений закладывается в дошкольном и младшем школьном возрасте. И если ребенок «не поддается» воспитательным воздействиям, чаще всего дело не в лени и упрямстве, а в том, что его психические процессы незрелы, не успевают соответствовать «графику развития», а требования, которые ему предъявляются – трудновыполнимы. И, поступив, в школу, такой ребенок больше всего подвержен рискам дезадаптации, низкой успеваемости, заниженной самооценке, изменению характера, конфликтности, а то и неврозам.
Занятия могут быть рекомендованы детским неврологом, нейропсихологом, логопедом, дефектологом, психологом. Требуется предварительная нейропсихологическая диагностика.
Как проходят занятия, и сколько длится курс
Коррекционно-развивающие занятия проводятся индивидуально или в группе из 5-7 человек. Бывают занятия в диаде или триаде. Если занятие в группе, то дети подбираются со схожими проблемами и с возрастной разницей не более 1-1,5 лет. Брат и сестра в одну группу не зачисляются.
Продолжительность курса зависит от состояния психических функций, но никогда не бывает короче 3-х месяцев. Чаще всего его продолжительность составляет 6-8 месяцев, т.к. курс состоит из нескольких блоков. Периодичность занятий не менее 2-х раз в неделю со специалистом, и с обязательным повторением упражнений дома. Ускорение процесса коррекции неоправданно, т.е. не стоит искать возможность пройти курс за 2 месяца, занимаясь 3 раза в неделю со специалистом. Так же нецелесообразны редкие занятия – 1 раз в неделю.
Программы коррекции
Противопоказания
Если ребенок имеет статус повышенной эпиготовности, необходимо заниматься под наблюдением эпилептолога.
Осторожного сопровождения требуют дети с психиатрическими или общепатологическими диагнозами; имеющие генетические синдромы; с дисплазией соединительной ткани; сердечной недостаточностью; с бронхиальной астмой; с косоглазием. Не все упражнения нейропсихологической коррекции им показаны.